Обеты, зароки и оброки
Свои обеты в болезнях люди предпочитают давать признанным
святыням. Эти обеты даются в основном в случае хронических, острых и
опасных болезней, когда безрезультатно испробованы все доступные медицинские
средства лечения и остается одна надежда на чудо. В критическую минуту человек
осознает, что сделанное им бесполезно и бесплодно, и, веря в существование еще
одного мира, помимо мира физических тел, он и обращается к миру чудесного и
невозможного. Мир этот он считает для себя открытым, связь между ним и собой в
минуту обета ему совершенно ясна.
Как правило, все обеты, данные в болезни, исполняются в
высшей степени строго. Интересно, что последнего рода обеты в Тульской и
Орловской областях до сих пор носят название «оброка». Не исполнить
родительский оброк за выздоровевших детей считается делом немыслимым. В
Вологодской области эти же обеты носят название «обычанья», а тех, кто берет на
себя или на кого накладывается обет, именуют «обвиченными».
Значение, которое придается в народном сознании обетам,
особенно видно из тех случаев, когда, исполняя обет, к святым местам
путешествует мать с малолетними детьми. Если человек не до предела развращен
воинствующим атеизмом, он не только не причинит вреда такой матери, но и окажет
любую помощь, которая будет ею испрошена.
Болезни, при которых дают обеты, носят преимущественно
длительный и упорный характер. Это тяжелые страдания глаз, перед которыми
пасует институт Святослава Федорова, алкоголизм, частые и мучительные
боли головы или зубов, эпилепсия, бесплодие и т. д.
Самые виды обетов необычайно просты. Общаясь со
сверхъестественным миром в форме молитвы, человек обещает за выздоровление
отпеть молебен перед гробом или иконой того или другого угодника, поставить
свечку определенной цены или размера, сделать в церковь или монастырь денежный
вклад, поработать физически и т. п..
Известно много случаев, когда обет дается не самим больным,
а его близкими – детьми или родителями. Приведем отрывок из труда видного
русского физиолога Г. И. Попова :
«Родила я первого сына, – рассказывает одна
мать-старуха из Тульской области, – радуюсь и уж не знаю, как и ходить-то
за ним и чем кормить. Сын стал подрастать – и помер. Родила я еще – умер и
этот. Родила третьего – глядь, и он умер. Напала на меня скорбь, и дала я оброк
сходить к Сергию, угоднику Божию, и умолить его, чтобы дети мои не умирали.
Сходила, попросила – и жив, слава богу, теперь ребенок: вон какой уже вымахал».
Конечно, оценивая этот и ряд однотипных случаев, нельзя
упускать из виду то успокоение и самовнушение, которые вносятся в семью при
подобных обетах, независимо от того, даются ли они больным, или близкими. После
разочарования в медицине обет иногда оказывается самым благодетельным
средством. Конечно, этому случаю можно поискать и вполне естественные причины.
Например, можно предположить, что простодушная мать, не знавшая, чем и
накормить своего первенца, после паломничества к святому Сергию, утратив боязнь
потерять четвертого сына, наверное, питала и вела его воспитание более
рациональным образом, нежели первых трех. С другой стороны, нет никаких
разумных причин отвергать факт чудесного. Каждый в подобных ситуациях решает по
собственному мировоззрению. Известен случай в Пензенской области, объяснимый с
чисто физиологической стороны: муж, у жены которого один за другим рождались
мертвые дети, совершил паломничество в Афон, и после этого жена родила
четвертого ребенка, который, наконец, остался жить.
Шансы на выздоровление еще больше увеличиваются, когда обет
дает сам больной. И это понятно: уж если нельзя отказать в известных случаях
благотворному влиянию на здоровье заговоров, внушения и самовнушения, то
крепкая и осмысленная вера обязана оказывать на болезненные процессы еще
большее положительное действие. Таким образом, то, что мы называем чудом, едва
ли можно оспаривать даже с чисто рациональной точки зрения.
Посты также попадают в разряд обетов, которые даются больными.
Чаще всего дается обет, например, понедельничать (то есть поститься кроме среды
и пятницы также и по понедельникам), в других случаях дается обещание не
трогать скоромное целый год или, как это иногда практикуется при зубной боли, в
течение недели перед днем Ивана Постника (29 августа) не есть мяса, не пить
водки, не курить и т. п. Особое значение подобные обеты приобретают после
соборования, с которым связывается представление не только как о таинстве,
приготовляющем к смерти, но и как об исцеляющем акте. Для лиц, выздоровевших
после соборования, отказ от употребления в пищу скоромного (иногда только
мясного) или понедельничанье в абсолютном большинстве случаев является
обязательным. Кроме обычных в таких случаях обетов – не пить водки, кофе, не
курить, не ссориться, не иметь половых (даже супружеских) сношений, –
иногда дают и весьма оригинальные, например не посещать сельских сходов, или
совершенно нелепые и антигигиеничные – не ходить в баню. Что всего
удивительнее, такие люди иногда являются даже как бы лишенными многих прав. В
одних местах им запрещают сеять, чтобы не было неурожая, в других на них
смотрят как на нечисть и как на покойников, которым отказано в Царствии
Небесном, и стараются держаться от них подальше. Этих несчастных не пускают в
семье к общему столу, постель у них отдельная, перемен одежды не дают и не
стирают.
Комментарии
Отправить комментарий